Измерение уровня бензина или солярки

От сложного к простому. 

Ведущие компании,  работающие в области контроля расхода топлива и мониторинга автотранспорта, предлагают разнообразные системы  контроля. Причем, предложений так много, что, казалось бы, они должны удовлетворить любую потребность.  Правда,  многие предложения  являются настолько новаторскими, что иногда даже специалистам сложно сделать выбор в пользу того или другого технического решения.  Понятно, что любое техническое решение просто обречено на серьезную проверку на практике,  прежде чем оно по праву займет достойное место на рынке.

Что касается самих автопредприятий, для которых и предназначены эти предложения, то им ситуация  с организацией контроля расхода горючего вовсе не представляется такой очевидной и решенной. Как всегда, хотелось бы, так сказать, познакомиться на практике с передовым опытом коллег, а потом применять его у себя.

Так было в СССР, когда существовали отраслевые учреждения, ответственные за внедрение передового опыта. Теперь никто никого не учит и не заставляет, но потребность в приобретении необходимой информации несомненно выросла. И главные вопросы не лежат  исключительно в области отдельных технических решений, а связаны с технологией ведения  дел. Это в полной мере относится к задаче контроля расхода ГСМ.

Неоднократно  доказано, что сокращение  расходов автопредприятия на топливо на 1%  позволяет повысить прибыль уже на 5%. Такого ориентира достаточно, чтобы заниматься организацией контроля расхода горючего и повышать его эффективность.

То, что необходимо вести учет расхода ГСМ на автопредприятии, ясно всем, вопрос только  в том, как это сделать. Какие технические средства для этого потребуются, и какие организационные мероприятия необходимо предпринять.

Будет неверно говорить о какой-то конкретной системе контроля расхода топлива и разбирать ее технические особенности. Важнее говорить о задачах, которые должна решать подобная система.

Это позволит в свою очередь  выработать требования к системе и выбрать конкретное ее воплощение.

Например, если (как основная) ставится задача мониторинга транспортных средств, то ее конкретное воплощение будет реализовано на системе GPS/GSM. Тогда местоположение транспортных средств будет известно, что позволит в полной мере усовершенствовать вопросы диспетчеризации и безопасности.

Если требуется реализовать технический контроль за работой транспортных средств и водителей, то потребуется  оборудовать машины и механизмы соответствующими датчиками, а также средствами сохранения и передачи этих данных.

Если нужно сконцентрировать внимание только на задаче контроля горючего, то для ее реализации будет достаточно выделить компьютер и отработать методику сбора  данных по расходу. По поводу компьютера, вероятно, нет  необходимости  обосновывать его наличие. В настоящее время проблем с компьютерами нет, и надо только активней их использовать. Имеется большой выбор доступных (а зачастую бесплатных) программ, сориентированных на задачу учета расхода топлива. Для работы с такими программами не требуется специально бухгалтерского или  компьютерного образования.

Основная проблема связана с получением достоверных данных о пробеге машины и данными по расходу бензина или солярки.

Причем, данные  о пробеге — это показания спидометра, а  расход топлива  определяется через измерение его уровня в баке с помощью топливомера. Эти данные не составляет проблемы получить и занести в компьютер. Такая понятная и доступная для любого предприятия методика позволит решить большинство задач по контролю расхода горючего. Среди которых можно выделить следующие:

  • Измерение остатка топлива в баке.
  • Измерение уровня горючего в баке на выезде и въезде.
  • Измерение его объема на заправке.
  • Измерение потраченного бензина или солярки на конкретном участке пробега.
  • Измерение фактического (или эксплуатационного) расхода.
  • Выявление махинаций с ГСМ водителями (если есть на то подозрения).
  • Сохранение данных об общем объеме потраченного топлива и пробеге за любой период.
  • Сравнение  расчетного и фактического расхода.
  • Достоверное определение перерасхода или экономии горючего.
  • Наглядное представление данных в виде таблиц и графиков.

И как итог, проценты дополнительной прибыли за счет контроля расхода ГСМ (и соответственно, его экономии).

Пожалуй, этот более чем внушительный перечень информации является убедительным доказательством того, что важные данные по учету бензина или солярки можно получить без необходимости дорогостоящего оборудования техники специальными датчиками. Фактически, дополнительно нужно только иметь точный измеритель уровня топлива в баке, причем не требующий стационарной установки на бак.

Нужно отметить, что сама по себе установка специальных датчиков не может автоматически решить задачи контроля горючего, как многие необоснованно полагают. Существует масса ситуаций, когда данные со специальных датчиков не могут достоверно трактоваться  для принятия  того или иного решения.

Поэтому  все равно требуется участие человека. Более того любые системы контроля топлива на автотранспорте рассматриваются как информационные и позволяют иметь общую или детальную информацию по конкретной машине, реальном расходе, заправках и т.д. Эта информация предоставляется руководству или уполномоченному специалисту для разбора конкретной ситуации, связанной с ГСМ и принятия обоснованного решения.

Применение такой системы по  учету горючего является надежным заслоном для  всевозможных махинаций. Как только подобная система внедряется на предприятии, то недобросовестные водители сами подают заявление на увольнение. Так что это происходит не только потому, что за ними начинают со спутников следить, или устанавливают специальную дорогостоящую аппаратуру контроля.

В качестве конкретного примера, рассмотрим,  как можно используя предложенную методику выявить махинации с соляркой (бензином) на заправках.  Например,  когда водитель привозит чек за заправленное топливо, но фактически в бак было залито гораздо меньше горючего,  чем по чеку.

В программу вводятся данные уровня в баке при выезде, при возвращении с соответствующими данными по пробегу на выезде и возвращении . Как отдельный параметр вводится объем заправленного топлива по чеку. Программа сделает расчет потраченного горючего за поездку с учетом  данных по ГСМ на выезде и возвращении, а также по объему заправленного топлива.

Будет сделан прогнозируемый расчет уровня  при возвращении с учетом заправки и сравнен с реальным уровнем при возвращении. Если в результате  обнаружатся  значительные расхождения, то это послужит поводом для дополнительного разбирательства. Но можно с уверенностью сказать, что именно отсутствие реальных замеров уровня горючего в баке и соответствующих расчетов является предпосылкой для совершения махинаций с ГСМ.

Когда делаются даже ориентировочные подсчеты, серьезные махинации с талонами просто  не проходят. Поэтому при выборе системы контроля расхода топлива нет необходимости ориентироваться на самые рекламируемые предложения, нужно в первую очередь обратить внимание на проверенные временем решения.