Экономия топлива — кому это выгодно?

Согласитесь, что в современных условиях  приходится экономно расходовать любые ресурсы, и это напрямую относится к экономии топлива.

Прежде всего, нужно разобраться в  смысле понятий, которые мы используем. Сэкономить горючее — это значит потратить меньше, чем положено по нормам расхода для конкретной машины.

Меньше потраченного горючего, значит выше эффективность работы и выше доходы автопредприятия.  Однако, не все так проcто.

И первый вопрос заключаются в том, как определить,  кому принадлежит сэкономленное топливо.

Водители считают, что  сэкономленное  горючее принадлежит  им по праву. И, чтобы сэкономить, надо потрудиться, надо много знать и уметь, надо быть профессионалом. Экономия возможна  за счет мастерства водителя. Поэтому водители присваивают себе сэкономленное топливо и не считают это воровством.

Воровство горючего, это когда тупо слил топливо из… чужого бака. А здесь бак свой, а не чужой, поэтому и экономия, когда водитель ничего не сливал, а вернее, не наливал лишнего.

У хозяина-руководителя своя правда, и он считает по-другому. Во-первых, машина его, поэтому все, что с помощью машины можно заработать, тоже его. А работу для водителя, с которой сейчас туго, кто нашел?

Кто понимает, что экономическая ситуация  переменилась и без экономии ресурсов не выжить в современном рынке?

Значит, когда водитель присваивает себе сэкономленное топливо, то он ворует у хозяина.

Поэтому нередко  считается, что экономия горючего — это дополнительный заработок водителя, а значит придется экономить… на основной зарплате водителя.

Так что, сюжет покруче шекспировского будет.

Поскольку цели и задачи у хозяина и водителя разные, то взаимной любви у них как-то не складывается. И водителю признавать, что он сэкономил хотя бы литр бензина (солярки) нельзя, ни в коем случае.

Любопытно, но никакому финскому дальнобойщику не придет в голову заморачиваться  с такой вот экономией. Видно не надо им этих премудростей, и они как-то смогли у себя найти эту самую любовь.

Что касается бухгалтерии, то для нее экономия топлива зачастую оборачивается большой  проблемой. Что с ней делать, с этой экономией, если, допустим, водитель все экономит и экономит, просто стахановец на колесах.

Возникают вопросы, не является ли эта экономия следствием того,  что бухгалтерский учет по существу формальный, а нормы расхода просто завышены.

Конечно это шутка, на деле в рядовых автопредприятиях реальная картина куда печальней и на ГСМ тратится средств  гораздо больше, чем по самым завышенным нормативам. И бухгалтерии приходится крутиться  и как–то списывать эти завышенные расходы.

И все же, сколько можно «сэкономить» на топливе?

Большие специалисты говорят, что дополнительно на горючем можно получить до трети заработка водителя. Это немало, поэтому у водителя есть потребность его скрывать,  а у хозяина естественное желание контролировать этот дополнительный заработок.

Для этого на машину предлагается ставить  дополнительное оборудование в виде датчиков расхода топлива, измерителей уровня горючего в баке, регистраторов передвижения машины и т.д. В итоге дорогое оборудование, как уверяют продавцы такого оборудования, окупается за счет ведения технического контроля за расходованием солярки (бензина).

Однако такое оборудование само по себе дорого, и  дорого его обслуживание. И, главное нет такого оборудования, которое невозможно было бы сломать, а зачастую не сломалось бы без посторонней помощи.

При этом выделять значительные средства на дорогое дополнительное оборудование могут позволить себе немногие.

С другой стороны, установка  дополнительного дорогостоящего оборудования для контроля расхода ГСМ является неблагоприятным психологическим фактором недоверия водителю. Это далеко не простой вопрос, и легкое на первый взгляд решение нередко оборачивается дополнительными проблемами.

И так, если коротко сформулировать проблему, то она состоит в том, что надо иметь информацию о реальном расходе горючего.

Но вопрос в том, где получить эту информацию о расходе, чем замерять этот реальный или эксплуатационный расход топлива, и как это можно организовать не в теории, а на практике?

Как сделать так,  чтобы  количество дизтоплива в баке не было тайной ни для водителя, ни для контролера?

Как измерить  расход горючего, но при этом не тратить огромных средств на саму систему контроля?

И как, в конце концов, можно подтвердить, сколько топлива сэкономлено или перерасходовано?

На общем  фоне технических предложений  по контролю расхода бензина или солярки, следует отметить, что топливомеры ПТ-041, ПТ-041М, ПТ-043 выгодно отличаются от  других предложений.

Главное их достоинство состоит в том, что для организации контроля за расходованием ГСМ, не требуется устанавливать на машину какое-либо дополнительное оборудование. Топливомеры ПТ-041, ПТ-041М, ПТ-043 просты в эксплуатации и универсальны.

Это значит, что одним топливомером можно измерять уровень горючего в баках любых  машин, вне зависимости от объема бака и его формы.

Сам факт наличия  измерителей, которые позволяют быстро и точно замерить  уровень жидкости в баке, позволяет  рассматривать  их как универсальные измерители  для организации  контроля расхода ГСМ на любом автопредприятии.

Ну,  допустим, скажет опытный практик. Можно точно замерить, сколько бензина в баке, и что с того? Скажите, как это на практике применить, а я скажу миллион причин , по которым концы с концами все равно не сойдутся.

Много было попыток решить этот вопрос. При этом всегда стоит вопрос как фиксировать экономию топлива и как ее в итоге делить между водителем и хозяином. Вот в чем вопрос, как сказал классик.

Позиция железная и вопросы не простые, а в результате решения не принимается вовсе и контроля за расходованием солярки не ведется.

Однако если потребность решать эти проблемы уже просто перезрела, то придется  убрать эмоции и начать разбираться с нормами на ГСМ и знать реальный расход на конкретной машине.

Топливомеры ПТ-041, ПТ-041М, ПТ-043,  это на  настоящий момент  наиболее доступные универсальные измерители  для контрольного замера уровня топлива в баках транспортных средств. Когда необходимо узнать остаток горючего в баке, нужно подойти к машине и замерить этот остаток.

Например,  при выезде и возвращении в гараж, перед заправкой и после заправки бензином (соляркой). Эти замеры достаточно просто записать на листе бумаги вместе с данными о пробеге. Далее данные надо перенести в компьютер для сохранения и анализа. Так что ничего необычного здесь конечно нет.

Не менее важный вопрос состоит в том, кто должен выполнять замеры уровня в баке.

Обычно эта функция возлагается на механика, то есть на конкретного человека, у которого есть измеритель уровня горючего.

Но, представим, что в начале трудового дня на выезде из гаража собралось, скажем, 20 машин (а, если 50?). И механик со своими замерами устроит очередь,  прямо как на пункте пропуска на границе. Всех собак за такую заботу по экономии бензина повесят на механика и эксперименты над персоналом быстро прекратятся.

Поэтому в реальной практике имеет смысл делать контрольные замеры для тех водителей, которые вызывают подозрение в хищении. Да и другие убедятся , что мероприятия по контролю расхода дизтоплива ведутся, так сказать в режиме оперативного реагирования.

Если смотреть в корень проблемы, то, как это не парадоксально, замеры уровня горючего надо поручить самому водителю. В большинстве предприятий от водителей требуют вести, скажем так, бортовой журнал поездок, в который записывается маршрут, пункты следования, время, показания спидометра, данные о заправках.

Если добавить сюда  данные по замерам уровня солярки в баке, то это уже  исчерпывающие данные, которые по существу и требуется получить.

По ним можно провести анализ и сделать выводы по расходу топлива на конкретной машине. Для этого достаточно оснастить машину ручным  измерителем уровня в баке.

Расходы на такую модернизацию в 20 раз меньше, чем если оборудовать только одну  машину специальными датчиками и нанимать специалистов по обслуживанию дополнительного оборудования.

Более того, на практике не требуется предъявлять повышенного внимания всем водителям подряд, а только тем, кто в этом нуждается.

По-видимому,  нет смысла описывать общую методику применения измерителей уровня, поскольку конкретная ситуация более точно подскажет вариант оптимальных действий.

Мы будем рады проконсультировать Вас  в вопросах применения топливомеров.  Вопросы можно задать на электронную почту : info@toplivomer.ru

PS. Интуиция подсказывает, что делить сэкономленное топливо надо поровну 50 на 50. Тогда  у руководства  будет интерес организовать получение этой экономии, а у водителя — интерес ее привезти. Было бы что делить.