Тарировка топливных баков

Под термином тарировки топливного бака на практике понимается градуировка  или калибровка бака. Будем все-таки применять для этой процедуры более точный термин — тарировка. Результатом тарировки бака является тарировочная таблица, которая позволяет перевести значение уровня топлива измерителя (или датчика) в объем топлива в баке без необходимости выполнения специальных расчетов. На практике немногие автопредприятия могут себе позволить провести тарировку баков, и этому есть причины.

Традиционно, получение тарировочной таблицы связывают с необходимость так называемой проливки топливного бака заранее известными порциями топлива. Например, бак в 300 литров  сначала осушают (сливают все топливо), а затем заливают в него топливо порциями по 20 литров. На каждом шаге такой проливки  выполняются замеры измерителем (или датчиком) которые и заносятся в таблицу.

Несложно  себе представить, какой трудоемкой является на практике процедура проливки топливного бака. Кроме того, что она требует немалых денег на топливо, так она еще занимает много времени на привлечение обученных специалистов и собственно техники. А представим, что в парке, например, 100 единиц техники, или даже 50, то тарировку всех баков провести просто нереально. Но без тарировки баков невозможен реальный контроль за топливом в баках транспортных средств. Пусть даже в баке установлен самый современный датчик уровня топлива — и он требует обязательной тарировки!

Картина с топливомерами принципиально другая, поскольку получение тарировочных таблицы для топливомеров ПТ-041, ПТ-043 никак не связано с описанными выше затратами. Дело в том, что при замерах уровня топлива  используются только принципы геометрии, которые позволяют свести  сложную процедуру проливки бака к обыкновенным расчетам. В результате рассчитаны таблицы на известные марки машин,  которые позволяют с точностью до 1 литра определить объем топлива в баке.

Для расчета тарировочных таблиц  надо сделать несложные замеры внешних размеров баков (длина, ширина, высота) и сделать всего два замера положения топливомера в баке.

Специальная программа рассчитает тарировочную таблицу с учетом формы топливного бака.

Неоднократно проведенная сверка рассчитанных таблиц с  заливкой баков реальным топливом показала высокую достоверность метода расчета.

Нередко бывает, что у машин одинаковые по объему топливные баки, но они отличаются высотой или наклоном горловины. Естественно, что тарировочные таблицы для таких баков будут разные и программа расчета таблиц позволяет легко это сделать. Более того, для покупателей топливомеров ПТ-041, ПТ-043 предоставляются  таблицы на стандартные баки с возможностью их  корректировки самими пользователями.

Например, на предприятии используется 10 машин одной марки, но топливные баки у них немного отличаются. Поскольку с топливомерами поставляются тарировочные таблицы, которые имеют возможность корректировки, то из одной таблицы несложно получить 10 разных таблиц, при этом они будут точно соответствовать конкретным бакам.

Достоинства расчетного метода получения тарировочных таблиц оценены на автоприятиях разного профиля. Минимальные организационные расходы и высокая точность измерений топлива в баках являются реальной основой для организации контроля за расходованием топлива.